Анализ публикации Свидетелей Иеговы о Субботе

Данная статья является анализом и детальным изучением публикации из книги «Рассуждение с помощью Писаний» изданной обществом Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. Статья не разжигает межрелигиозную вражду и не призывает к этому.  Если вы считаете что, данная статья разрушает вашу веру, либо вызывает неприятные чувства просьба оставить ее чтение.  Я не претендую на роль богослова. После прочтения публикации у меня появились вопросы, на которые я попытался найти ответ в Священном Писании, этот ответ, последовательно написан в моей статье.  

Цитируя Священное Писание, я буду использовать следующие переводы:

RST- Русский Синодальный Перевод

NT IPB – Новый Завет, Институт перевода Библии  под ред. Кулакова

NWTR – Библия  в «Переводе Нового Мира» 2007г.

Все цитаты приведенные с сайта jw.org являются собственностью Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc.

«Суббота»

«Определение. Слово «суббота» происходит от еврейского слова шава́т, которое означает «отдыхать, прекращать, воздерживаться». В Моисеевом законе термином «суббота» обозначались: последний день недели, несколько особых дней в году, а также седьмой и пятидесятый год. Уевреев суббота, седьмой день их календарной недели, начиналась с заходом солнца в пятницу и заканчивалась с заходом солнца в субботу. Многие из тех, кто исповедуют христианство, по традиции посвящают отдыху и служению Богу воскресенье; некоторые соблюдают день покоя в субботу, как это делают евреи.»

Я полностью согласен с этим утверждением.

«Обязаны ли христиане соблюдать субботу? Исх. 31:16, 17: «Пусть сыновья Израиля соблюдают субботу, пусть соблюдают ее из поколения в поколение. Это соглашение на века [«завет вечный», СП]. Это знамение между мной и сыновьями Израиля на века». (Обратите внимание: соблюдение субботы было знамением между Иеговой и израильтянами. Если бы другие народы тоже должны были соблюдать субботу, это знамение утратило бы свой смысл. Словом «вечный» в СП переведено еврейское слово ола́м, которое определяется как «длительный период времени, продолжительность которого с точки зрения настоящего не известна». Это слово может означать, но необязательно означает, вечность. В Числах 25:13 это же еврейское слово используется применительно к священству, которое впоследствии было упразднено, как это видно из Евреям 7:12.)»

Почему Бог сделал субботу знамением между  Собой и Израилем?  Ответ можно найти в первых главах Писания: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (RST Быт.2:3) Для чего Бог благословил и освятил седьмой день ? Очевидно для того что бы почить. Можно задать так же и обратный вопрос, почему Бог почил в этот день? Ответ напрашивается сам, потому что благословил и освятил. Если закон появился только при Моисее и дан исключительно израильскому народу, то о каком законе говориться в этом тексте:  «за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.»(RST Быт.26:5)  Закон, включая и субботу, передавался из поколения в поколение верными слугами Бога Яхве (Иеговы).  Для чего Бог решил заново дать закон израильскому народу? Ответ очень простой, израильтяне находились в рабстве, патриархов пророков указывающих на закон не было.  Люди, живущие в языческой культуре, явно забыли все те повеления Бога, которые их предки передавали друг другу.

Рим. 10:4: «Конец Закона — Христос, к праведности всякого проявляющего веру». (Соблюдение субботы было одним из предписаний Закона, который Бог отменил через Христа. Мы обретаем благоволение Бога тем, что проявляем веру в Христа, а не тем, что соблюдаем субботу.) (Смотри также Галатам 4:9—11; Эфесянам 2:13—16.)

Привожу первый отрывок в современном переводе: «Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана, так что обрести праведность ‘теперь’ может каждый, кто верует в Него. Путь к праведности для всех один»(NT_IPB Рим.10:4) —

Закон привел нас к Христу, к Его праведности.  Цель Закона – это Христос. В данном тексте не говориться об обретении благоволения Божьего. Текст так же не говорит об отмене Закона или каких-то отдельных его заповедей, например субботы.

Законом не может оправдаться никто, очень точно об этом говорит текст:  «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.»(RST Рим.3:20) – основная функция Закона  не оправдать человека или заслуживать спасение, а показать, что есть грех.

Кол. 2:13—16: «[Бог] великодушно простил нам все наши проступки и стер рукопись, свидетельствовавшую против нас. Она состояла из постановлений и была против нас… […] Поэтому пусть никто не судит вас за еду и питье или в связи с праздником или соблюдением новолуния или субботы». (Если человека, находившегося под Моисеевым законом, признавали виновным в нарушении субботы, то, согласно Исходу 31:14 и Числам 15:32—35, он заслуживал смерти и все собрание должно было побить его камнями. Те, кто выступают за соблюдение субботы, на самом деле должны радоваться, что мы не находимся под этим Законом. Как видно из процитированных стихов, чтобы иметь одобрение Бога, больше не нужно соблюдать субботу, как это требовалось от израильтян.)

О каком Законе, и о каких  субботах идет речь в данном отрывке, приведу его полностью, чтобы читатель смог вникнуть в смысл контекста:  «и стёр рукопись, свидетельствовавшую против нас. Она состояла из постановлений и была против нас, Он же устранил её с пути, пригвоздив к столбу мучений. Обнажив правительства и власти, он выставил их на всеобщее обозрение, проведя их в триумфальном шествии как побеждённых посредством столба мучений.Поэтому пусть никто не судит вас за еду и питьё или в связи с праздником или соблюдением новолуния или субботы; всё это — тень будущего, а реальность во Христе.» (NWTR Кол.2:14-17)

 Разве можно считать, что Закон Божий был против человека?  Какой Закон Иисус пригвоздил?  Ключевые слова в этом отрывке:  «всё это — тень будущего, а реальность во Христе.»  Какой закон указывал на Иисуса как грядущего мессию? Очевидно это так называемый церемониальный закон, со всей системой жертвоприношений и праздниками. О какой субботе идет речь в данном отрывке? Суббота из Декалога явно не может быть «тенью будущего» так как берет свое начало из далекого прошлого, а это значит, что автор писал о праздничных субботах. Эти субботы указывали на пришествие Мессии.  Про эти субботы  авторы рассматриваемой нами публикации писали  в самом начале.   Законы, относительно наказания за нарушения закона являются законами относящимся к теократическому государству Израиля.  С приходом Иисуса наказание за грех не меняется, «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.»(RST Рим.6:23) меняется лишь исполнение наказания, грешники будут наказаны после последней стадии суда: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.»(RST Откр.21:8)  Я как христианин, который соблюдает субботу, радуюсь тому, что Бог показал мне посредством Закона, что есть грех.  «Если мы любим Бога и поступаем по его заповедям, то узнаём, что любим детей Бога. Ведь любовь к Богу заключается в том, чтобы мы соблюдали его заповеди, и его заповеди не обременительны,» (NWTR 1Иоан.5:2,3)  

«Как воскресенье стало главным днем для проведения богослужений в большинстве христианских конфессий?

Хотя Христос воскрес в день недели, который сегодня называется воскресеньем, в Библии нигде не говорится, что этот день недели должен считаться святым.«В 321 г. [эдиктом, изданным римским императором Константином] воскресенье, „день господа“, было официально признано религиозным праздником и днем отдыха. Это… решение могло быть благосклонно встречено и христианами и приверженцами солнечного культа. Первым оно напоминало о воскресении Иисуса… вторым — их высшее божество. Отметим, что наименование „день солнца“ осталось за воскресеньем в немецком и англосаксонском календаре» (Донини А. У истоков христианства. М., 1979. С. 218).»

Соглашусь  с данным утверждением.  Более того хочу добавить что христиане до указа императора Константина, соблюдали субботу по заповеди.

«Обязал ли Бог Адама, и тем самым всех его потомков, соблюдать субботу?

После того как Иегова Бог полностью подготовил землю для жизни людей, он закончил творческие дела в отношении земли и стал отдыхать. Об этом рассказывается в Бытии 2:1—3. Но там ничего не говорится о том, что Бог велел Адаму считать седьмой день каждой недели субботним днем покоя.

Втор. 5:15: «Помни, что ты [Израиль] был рабом в земле Египет и что твой Бог Иегова вывел тебя оттуда сильной протянутой рукой. Поэтому твой Бог Иегова повелел тебе соблюдать субботний день». (Здесь установление закона о субботе связывается с освобождением израильтян из египетского рабства, а не с событиями в Эдеме.)»

В Священном Писании нет прямого указания, для Адама, соблюдать субботу. Но кроме собственного отдыха Бог еще благословил и освятил, буквально отделил. Для чего? Ответ дает Иисус:   Он продолжил: «Суббота появилась ради человека, а не человек ради субботы.  Поэтому Сын человеческий — Господин и субботы». (NWTR Мар.2:27,28) Бог отделил субботу для человека, а не только для еврея, из этого можно сделать вывод, что Адам так же соблюдал субботу. 

Яхве обновил в сознании людей Свой Закон. По сути, весь Декалог это завет (договор) между Богом и Его  народом.  С приходом Мессии договор обновился, условия изменились, но текст договора записан теперь не на камне, но в сердце христианина.  «Вот соглашение, которое я заключу с домом Израиля после тех дней,- говорит Иегова.- Вложу в них мой закон и напишу его на их сердцах. Я стану их Богом, а они станут моим народом». «И уже не будут учить каждый своего ближнего и каждый своего брата, говоря: «Познайте Иегову!» — так как все они будут знать меня, от самого малого до самого великого,- говорит Иегова.- Я прощу их беззаконие и грехов их больше не вспомню». (NWTR Иер.31:33,34)

«Исх. 16:1, 23—29: «В пятнадцатый день второго месяца после выхода из земли Египет все общество сыновей Израиля пришло в пустыню Син… Он [Моисей] в ответ сказал им: „Вот что сказал Иегова: „Завтра будет празднование субботы, святой субботы, посвященной Иегове. […] Вы будете собирать его [хлеб, то есть манну] шесть дней, а седьмой день — суббота. В этот день его не будет“. […] …Иегова сказал Моисею: „[…] Запомните, что Иегова дал вам субботу“». (До этого люди имели представление о семидневных периодах, но здесь впервые речь шла о соблюдении еженедельной субботы.)»

Хочу заметить, что в тексте, цитируемом выше, пропущены некоторые тексты. Я не знаю, по какой причине авторы публикации упустили их, привожу отрывок  полностью.   «Он в ответ сказал им: «Вот что сказал Иегова: «Завтра будет празднование субботы, святой субботы, посвящённой Иегове. Что нужно испечь — испеките, и что нужно сварить — сварите, а весь излишек оставьте себе и сохраните до утра»».

 Они сохранили его до утра, как повелел Моисей, и он не начал смердеть, и в нём не завелись личинки.

Тогда Моисей сказал: «Ешьте его сегодня, потому что сегодня суббота, посвящённая Иегове. Сегодня вы не найдёте его в поле.

Вы будете собирать его шесть дней, а седьмой день — суббота. В этот день его не будет».

И всё же некоторые из народа пошли собирать его и в седьмой день, но ничего не нашли.

Тогда Иегова сказал Моисею: «Долго ли ещё вы будете отказываться соблюдать мои заповеди и законы?

Запомните, что Иегова дал вам субботу. Поэтому он и даёт вам в шестой день хлеба на два дня. Пусть в седьмой день каждый остаётся на своём месте. Пусть никто не выходит оттуда».»

(NWTR Исх.16:23-29)

 Я выделил ключевой текст синим цветом.  Давайте посмотрим на исторический контекст данного отрывка.   Евреи вышли из Египта, об этом мы можем прочитать в 14 главе книги Исход. Далее 15 глава описывает победную песню народа, эта глава заканчивается приходом евреев к Елиму, где находились пальмы и источники. Далее нам важен первый текст 16 главы : «Через некоторое время они отправились из Ели’ма. В пятнадцатый день второго месяца после выхода из земли Египет всё общество сыновей Израиля пришло в пустыню Син, что между Ели’мом и Сина’ем.(NWTR Исх.16:1 далее для сравнения нужно взять первый текст 19 главы книги Исход: «В третьем месяце после выхода из земли Египет, в тот же самый день, сыновья Израиля пришли в Синайскую пустыню.»(NWTR Исх.19:1) Для чего я привел для сравнения два отрывка, Закон Божий, а так же все остальные законы были даны  только на третий месяц путешествия евреев. Как долго евреи могли не соблюдать законы и заповеди Яхве?   «Долго ли ещё вы будете отказываться соблюдать мои заповеди и законы?»   Это явно доказывает что законы были до того как Моисей получил их на горе.

Как Иисус цитировал Закон? Делил ли он его на две части?

Матф. 5:17, 21, 23, 27, 31, 38: «Не думайте, что я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить я пришел, а исполнить». Теперь обратите внимание на то, как дальше Иисус ссылается на Закон: «Вы слышали, что людям в древности было сказано: „Не убивай [Исх. 20:13; шестая заповедь]“»; «Если ты принесешь дар к жертвеннику… [Втор. 16:16, 17; не входит в Десять заповедей]»; «Вы слышали, что сказано: „Не прелюбодействуй [Исх. 20:14; седьмая заповедь]“»; «Кроме того, сказано: „Пусть тот, кто разводится с женой, даст ей свидетельство о разводе [Втор. 24:1; не входит в Десять заповедей]“»; «Вы слышали, что сказано: „Глаз за глаз и зуб за зуб [Исх. 21:23—25; не входит в Десять заповедей]“». (Как видно, Иисус вперемешку цитирует Десять заповедей и другие предписания Закона, не делая между ними никакой разницы. Тогда должны ли мы относиться к ним по-разному?)

Когда Иисуса спросили: «Учитель, какая заповедь в Законе самая важная?» — он не сослался на Десять заповедей, а сказал: «„Люби твоего Бога Иегову всем сердцем, всей душой и всем разумом“. Это — первая и самая важная заповедь. И вторая, подобная ей: „Люби своего ближнего, как самого себя“. На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки» (Матф. 22:35—40). Если кто-то настаивает на соблюдении Десяти заповедей (Втор. 5:6—21), утверждая, что их соблюдение, в отличие от остальной части Закона, обязательно для христиан, то не отрицает ли он таким образом слова Иисуса, который ясно сказал (процитировав Второзаконие 6:5 и Левит 19:18), какие заповеди являются самыми важными?»

Слово «закон» используется в Священном Писании по-разному. В выражении «закон и пророки» под словом «закон» почти всегда понимаются Книги Моисея, поскольку именно в его сочинениях наиболее полно изложены Законы Божьи. Иногда слово «закон» используется без какого-либо указания на конкретное установление, то есть как общий термин, обозначающий все законы. Еще этим словом часто обозначается тот или иной конкретный свод установлений, например, вышеупомянутый  нравственный закон или церемониальный закон.  Что касается цитирования Иисуса, Он открывает истинное значение и смысл как нравственных законов, так и церемониальных.  Иисус исполнил весь закон в совершенстве и рассказал людям истинное значение. Почему Иисус процитировал  две заповеди из Ветхого Завета? Декалог состоит из двух частей, первая часть – это регулирование отношений человека с Богом, а вторая с человека с человеком.  Эти части можно объединить в две заповеди. Позже Апостол Павел написал об этом: «Ибо ‘заповеди’: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельству и  не пожелай ‘чужого’ и любая другая — не более как одна заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя».»(NT_IPB Рим.13:9)  Интересно заметить, что если бы Иисус  сказал что-то новое, то спрашивающий его законник, очевидно, возразил бы, но об этом Библия не пишет.

С помощью данной таблицы можно увидеть чем отличаются два закона из Писания.

Нравственный закон Церимониальный закон
Возвещен Самим Богом (Исх. 20:1,22) Возвещен Моисеем (Исх. 24:3)
Написан Богом (Hex. 31:18; 32:16) Написан Моисеем (Исх. 24:4; Втор. 31:9)
На каменных скрижалях (Исх. 31:18) В книге (Исх. 24:4, 7; Втор. 31:24)
Передан Моисею Богом, его Автором (Исх.31:18) Передан левитам Моисеем, его автором (Втор. 31:25, 26)
Помещен Моисеем «в ковчег» (Втор. 10:5) Помещен левитами «одесную ковчега» (Втор. 31 :26)
Касается нравственных наставлений (Исх. 20:3-17) Касается церемониальных, ритуальных проблем (см. отрывки из книг Исход, Левит, Числа, Второзаконие)
Показывает грех (Рим. 7:7) Предписывает приношения за грехи (см. Книгу Левит)
Нарушение «закона» — «грех» (1 Ин. 3:4) В нарушении нет никакого греха, так как теперь закон «упразднен» (Еф. 2:15). «Где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15)
Следует «соблюдать весь закон» (Иак. 2:10) Апостолы «не поручали соблюдать закон» (Деян. 15:24)
Потому что мы «судимы» по этому закону (Иак. 2:12) Мы не судимы по нему (Кол. 2:16)
Христианин, соблюдающий этот закон, «блажен в своем действовании» (Иак. 1:25) Христианин, соблюдающий этот закон, не блажен (см., например, Гал. 5:1-6)
«Совершенный закон свободы» (Иак. 1:25, 12; ср. Иак. 2:12) Христианин, соблюдающий этот закон, теряет свободу (Гал. 5:1, 3)
Павел сказал: «нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:22; ср. ст. 7) Павел назвал этот закон «игом рабства» (Гал. 5:1; см. Деян. 15:10)
Утвержден верою во Христа (Рим. 3:31) Упразднен Христом (Еф. 2:15)
Христу надлежало «возвеличить и прославить закон» (Ис. 42:21) «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас» (Кол. 2:14)
«Мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14; ср. ст. 7) «Закон заповеди плотской» (Евр. 7:16)

(Таблица взята из книги Ответы нашим критикам, Никол Ф.)

«Говорится ли в Библии прямо о том, что вместе с Моисеевым законом должны были быть отменены и Десять заповедей?

Рим. 7:6, 7: «Теперь мы освободились от Закона, умерев для того, что нас крепко держало… Что же скажем? Неужели Закон — грех? Ни в коем случае! Но если бы не Закон, я не узнал бы греха. Например, я не знал бы, что значит желать чужого, если бы Закон не говорил: „Не желай чужого“». (Какую заповедь из Закона Павел процитировал сразу же после того, как написал, что евреи, ставшие христианами, «освободились от Закона»? Он процитировал десятую заповедь и таким образом показал, что она была частью Закона, от соблюдения которого они освободились.)»

Очень странно, что авторы на основании двух текстов сделали такой вывод, упустив контекст седьмой главы.   О чем Апостол Павел говорит в этой главе? О том же, о чем в предыдущих и последующих главах: о плотском человеке, о рабе греха, который не может спасти себя сам и вынужден искать спасения посредством Божьей благодати, явленной в Иисусе Христе.  Почему Павел цитирует десятую заповедь Декалога? Седьмая глава делиться на три смысловых отрывка Первый отрывок начинается с первого и заканчивается шестым. Показать текст

  По сути Павел объясняет написанное им ранее, в шестой главе: «и не будет ‘тогда’ властвовать грех над вами: не под законом вы — под благодатью.»(NT_IPB Рим.6:14)   Чтобы мы могли понять смысл этого выражения он берет пример закона о браке.  «На примере закона замужества Павел старается пояснить некоторые моменты жизни Христианина. Он доказывает, что смерть освобождает от требований закона. Следовательно, как смерть мужа освобождает жену так, что она может выйти замуж за другого, так и распятие христианина вместе со Христом освобождает его от власти греха и закона так, что он может заключить новый духовный союз с воскресшим Спасителем.» (Библейский комментарий АСД на послание к Римлянам)

Следующий отрывок начинает с седьмого текста и заканчивается и заканчивается тринадцатым. Показать текст

  Начинается этот отрывок словами «что же скажем?» Обычно эта фраза употребляется Павлом, когда он хочет опровергнуть неверное мнение относительно понимания  его слов о взаимоотношениях закона и благодати. В этом смысловом отрывке приводится десятая заповедь Закона Божьего . Грех пользуется законом чтобы обвинить человека, но это совсем не означает что закон является чем то греховным. Проблема заключается не в законе, но в греховном человеке.  Павел утверждает, что Закон свят,  и все повеления его праведно. Через Закон человек видит собственную греховность.

Последний отрывок Показать текст

начинается с 14 стиха и заканчивается 25.  Этот отрывок описывает внутреннюю борьбу человека, который старается жить по Закону Бога, но греховная природа сопротивляется этому. В этой главе Павел возвышает Закон, называет его святым и добрым. Намека на отмену нравственного  Закона нет.

2 Кор. 3:7—11: «Если свод законов, служивший к смерти и высеченный буквами на камнях, был явлен в славе, так что сыновья Израиля не могли глядеть на лицо Моисея из-за славы его лица,— славы, которую предстояло упразднить, то не гораздо ли больше славы должно быть в служении духа? […] Если то, что предстояло упразднить, было введено в славе, то тем более будет в славе остающееся». (Согласно этим словам, когда Моисей давал сыновьям Израиля свод законов, «высеченный буквами на камнях», они «не могли глядеть на лицо Моисея из-за славы его лица». О каком своде законов здесь идет речь? Как видно из Исхода 34:1, 28—30, речь идет о Десяти заповедях. Именно эти заповеди были высечены на камнях. Значит, слова «то, что предстояло упразднить» относятся также и к ним.)

Для изучения этой главы нужно внимательно изучить контекст.  Вы сами наше письмо, написанное на наших сердцах, которое знают и читают все люди.

«Вы являете собой письмо Христа, написанное нами как служителями, написанное не чернилами, а духом живого Бога, не на каменных скрижалях, а на скрижалях из плоти — на сердцах.» (NWTR 2Кор.3:2,3)  — Эти тексты являются ключевыми для понимания всей главы.  Павел явно использует противопоставления двух заветов, ветхого и нового. Например, «скрижали каменные» противопоставляются «скрижалям плотяным» и т.д. Павел сравнивает коринфян с письмом Христовым.  Рассматривая седьмой текст, мы сталкиваемся с неточностями перевода Библии. В данной статье я не буду рассматривать все тонкости переводов. Воспользуюсь подстрочным переводом А. Винокурова.

 

Можно ли утверждать что служение и закон синонимы? Я думаю что нельзя.  Служение это скорее всего исполнение закона. Буквы закона, которые были на каменных скрижалях, не имели никакой животворящей силы. Они могли только обвинить  человека. Все люди согрешили и лишены славы Божьей. Исполнение закона, понимаемое формально, приводило к единственному результату — смерти для тех, кто этот закон нарушал. Когда же закон основывается на прощении, которое стало возможным благодаря воздействию Духа Божьего на сердце, он дает жизнь. Противопоставление «буквы» «духу» не означает противопоставления закона свободе от всякого закона.

«Означает ли отмена Моисеева закона, включая Десять заповедей, что больше нет никаких нравственных ограничений?

Вовсе нет. Многие из нравственных норм, которые отражены в Десяти заповедях, были повторно утверждены во вдохновленных Богом книгах Христианских Греческих Писаний. (Однако не было никакого повторного утверждения закона о субботе.) Каким бы хорошим ни был закон, пока люди находятся во власти грешных наклонностей, будет существовать беззаконие. О новом соглашении, которое заменило соглашение Закона, в Евреям 8:10 говорится: «„Вот соглашение, которое я заключу с домом Израиля после тех дней,— говорит Иегова.— Вложу мои законы в их разум и напишу их на их сердцах. Я стану их Богом, а они станут моим народом“». Насколько же более действенными являются законы, написанные на сердцах, по сравнению с законами, высеченными на каменных скрижалях!»

Есть в Новом Завете (Христианских Греческих Писаниях ) тексты о значении заповеди о субботе, приведу отрывки полностью.

«В другую субботу он пришёл в синагогу и стал учить народ. Там был человек, у которого правая рука была сухая.Книжники и фарисеи внимательно следили за Иисусом, не исцелит ли он в субботу, чтобы найти повод обвинить его.Он знал их мысли и всё же сказал человеку с сухой рукой: «Поднимись и встань на середину». Тот поднялся и встал на середину.Тогда Иисус сказал им: «Я спрашиваю вас, что законно делать в субботу: добро или зло, спасать душу или губить её?»Оглядев их всех, он сказал тому человеку: «Протяни руку». Тот протянул, и его рука стала здоровой.(NWTR Лук.6:6-10)

И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья.И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]?Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;посему Сын Человеческий есть господин и субботы.»

(RST Мар.2:23-28) – Суббота дана человеку, а не наоборот. Суббота это не запрет, но благословение. Иисус называет себя Господином субботы, а это означает, что Он является Законодателем. Очевидно, что в этом отрывке, Иисус  дал истинное понимание  субботы. Иисус Христос так же показал, зачем нужна суббота.  Из этих текстов видно утверждение заповеди о субботе.

Поговорим о двух соглашениях между Богом и людьми.  Первый договор включал в себя Декалог, гражданские законы, церемониальные постановления.  Можно увидеть, что все гражданские законы были развитием заповедей Декалога. Десять Заповедей были в центре договора, Гражданские и церемониальные законы были дополнением к десяти заповедям. Своим существованием и смыслом они были обязаны им, но они от них не зависели.

Когда народ Израильский уходил от Бога почти всегда нарушал нравственный закон, при этом соблюдая религиозные обряды. Проблема нарушения прежнего соглашения была не в Законе, но в людях.  О каких законах говорил пророк Иеремия, которого процитировал Павел?

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

(RST Иер.31:31-34) C приходом Мессии упраздниться жертвоприношение:

И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».»

(RST Дан.9:26,27) Это  означает ,что церемониальные законы утратили свое предназначение и упразднены. «С переменой же священства возникает необходимость в изменении и закона,»

(NT_IPB Евр.7:12) следовательно упразднены все постановление относительно Левитского служения. Тогда какой закон имел ввиду Павел, цитируя Иеремию?  Очевидно, этот Закон отличается от выше приведенных постановлений.  Хочу привести таблицу сравнения двух заветов.

Ветхий Завет (договор, соглашение)

Новый Завет (договор, соглашение)

Участники завета: Бог и Израиль. Участники завета: Бог и Израиль.
Ходатай: Моисей. Ходатай: Христос.
Основан на взаимных обетованиях Бога и нашем принятии этого обетования Израиля. Основан на Божьем обетовании верою.
Текст завета: Десять Заповедей. Текст завета: Десять Заповедей.
Написан на каменных скрижалях. Написан в сердце верующего.
Утвержден на Синае. Утвержден на Голгофе.
Пролитием крови животных. Пролитием крови Христа.
Совершается посредством бесконечных жертвоприношений животных, кровь которых используется земными священниками в земном святилище. Совершается посредством однократной жертвы Христа, нашего Первосвященника, Который ныне Своею пролитой кровью служит в небесном святилище.

(Таблица взята из книги Ответы нашим критикам, Никол Ф.)

Эта таблица дает представление о том, что изменилось в договоре между Богом и людьми.Проблема не в законе, проблема в людях, которые не в силах исполнить закон, поэтому в Новом Завете он записан в сердцах!

Рим. 6:15—17: «Будем ли грешить, потому что мы не во власти закона, а во власти незаслуженной доброты? Ни в коем случае! Разве не знаете, что кому вы отдаете себя в рабство для повиновения, тому вы и рабы, потому что повинуетесь ему: либо рабы греха к смерти, либо рабы послушания к праведности? Но благодарность Богу, что, хотя вы были рабами греха, вы от сердца стали послушны тому учению, которому были отданы». (Смотри также Галатам 5:18—24.)

Этот текст показывает отношение к закону,  станет ли человек грешить, потому что он под благодатью? Однозначно нет,  как мы рассматривали выше, грешить – это нарушать Закон Божий, через который, мы узнаем, что есть грех.

«В чем смысл субботы для христиан?

Для христиан существует ежедневный «субботний покой»

В Евреям 4:4—11 говорится: «В одном месте [Быт. 2:2] он [Бог] сказал о седьмом дне так: „Бог стал отдыхать в седьмой день от всех своих дел“, также и в этом месте [Пс. 95:11]: „Они не войдут в мой покой“. Итак, поскольку некоторые еще должны войти в него, а те, кому первым была возвещена благая весть, не вошли из-за непослушания, то он опять устанавливает определенный день, когда по прошествии столь долгого времени говорит в псалме Давида [Пс. 95:7, 8] „сегодня“, как и сказано выше: „Сегодня, если вы слышите его голос, не ожесточайте свои сердца“. Если бы Иисус Навин привел их в место покоя, Бог позднее не говорил бы о другом дне. Поэтому для народа Бога еще остается субботний покой. Вошедший в покой Бога и сам отдыхает от своих дел, как и Бог — от своих. Поэтому сделаем все возможное, чтобы войти в этот покой, чтобы кто-нибудь не пал, последовав тому же примеру непослушания».

От чего призываются отдыхать христиане, согласно этим стихам? От «своих дел». От каких дел? От дел, с помощью которых они некогда стремились доказать свою праведность. Однако они больше не считают, что могут заслужить одобрение Бога и получить вечную жизнь, следуя определенным правилам и постановлениям. Именно в этом заключалась ошибка неверных евреев, которые, «пытаясь утвердить собственную праведность… не покорились Божьей праведности» (Рим. 10:3). Истинные христиане осознают, что все люди с рождения грешные и что человек может иметь одобрение Бога только благодаря вере в жертву Христа. Они серьезно относятся ко всем учениям Божьего Сына и стараются жить по ним. Они смиренно принимают советы и обличение из Слова Бога. Это не означает, что таким образом они надеются заслужить одобрение Бога. Их действия являются выражением их любви и веры. Таким образом, они не следуют «примеру непослушания» еврейского народа.»

Четвертая заповедь  говорит не только по покое, обычно вспоминая эту заповедь многие помнят только вторую часть, но заповедь гласит:

«Помня о том, что субботний день нужно считать священным,работай и делай все свои дела шесть дней.А седьмой день — это суббота, посвящённая твоему Богу Иегове. Не делай никакого дела ни ты сам, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твоё домашнее животное, ни пришелец, находящийся в твоём городе.Ведь за шесть дней Иегова создал небеса, землю, море и всё, что в них, а в седьмой день стал отдыхать. Поэтому Иегова благословил субботний день и сделал его священным.»(NWTR Исх.20:8-11) Заповедь предписывает работу каждый день!  Библия не пишет о «ежедневном покое».  О чем идет речь в приведенном автором отрывке?

«Ведь ‘в Писании’ сказано где-то так о седьмом ‘дне’: «В седьмой день Бог пребывал в покое, ‘завершив’ все дела Свои».

А то, что ‘в Писании же читаем’: «Не войдут они в покой Мой», —

это касается тех, кто слышал когда-то Благую Весть, но не обрел ‘покоя’ из-за неверия ‘своего’. Иным же ‘еще’ предстоит войти в ‘этот’ покой.

‘Для них’ Бог снова определил ‘некий’ день — «ныне», как и сказал ‘об этом’ через Давида многие годы спустя в том месте Писания, которое уже упоминалось выше: «Ныне, когда ‘уже’ слышите голос Его, не будьте строптивы».

‘В самом деле’, если бы уже даровал Иисус ‘Навин’ покой всем исшедшим из Египта, Бог не говорил бы потом о другом дне.

Так что сохраняется еще для народа Божьего ‘возможность обрести’ покой субботний.

 А всякий, кто обрел покой Его, ‘уже может’ отдыхать от дел своих, как и Бог — от Своих.

Постараемся же войти в покой тот, чтобы не лишиться кому из нас возможности сей, как то было с отцами нашими из-за их неверия.»

(NT_IPB Евр.4:4-11) Когда Иегова вел еврейский народ в приготовленную для них землю.  Он дал им заповедь о субботе, но одновременно с этим  Он пытался ввести их в Свой покой. Покой в Боге это жизнь без греха. Если бы народ Бога прошел этим путём, то вошел бы в Ханаанскую землю сразу же. Но они роптали, несмотря на то что слышали голос Бога. Именно поэтому для нас еще остается субботство – соблюдение субботы.

««Седьмой день», о котором говорится в Бытии 2:2,— это не просто сутки. (Смотри страницы 361—362 в статье «Сотворение».) Подобно этому, «субботний покой» для христиан — это тоже не просто какой-то день. Проявляя веру и следуя библейскому руководству, они могут находиться в этом покое каждый день. Однако наиболее полно они ощутят благословения этого покоя в Божьем новом мире.»

 

 

Мы не будем в данной статье обсуждать эволюционную теорию сотворения мира, так как выйдем далеко за границы темы о субботе.  В Заповеди о субботе есть упоминания творения. «Ведь за шесть дней Иегова создал небеса, землю, море и всё, что в них, а в седьмой день стал отдыхать. Поэтому Иегова благословил субботний день и сделал его священным.»

(NWTR Исх.20:11) израильтяне, которым были сказаны эти слова, ясно поняли что суббота – это не неопределенный промежуток времени, но буквальный день.  Я согласен с тем, что мы познаем покой Бога, находясь на обновленной земле.

Человечество ожидает тысячелетний «субботний» покой

Мар. 2:27, 28: «[Иисус] продолжил: „Суббота появилась ради человека, а не человек ради субботы. Поэтому Сын человеческий — Господин и субботы“».

Иисус знал, что Иегова установил субботу как знамение между Ним и израильтянами и что этот день предназначался для того, чтобы народ отдыхал от физического труда. Также он понимал, что его смерть станет основанием для отмены Моисеева закона, который исполнится на нем. Он знал, что Закон, включая закон о субботе, был «тенью грядущих благ» (Евр. 10:1Кол. 2:16, 17). Эти «блага» станут доступны людям во время «субботы», Господином которой будет Иисус.

Как Господин господ, Христос будет править всей землей тысячу лет (Отк. 19:16; 20:6Пс. 2:6—8). Когда Иисус был на земле, он, проявляя милосердие, совершал некоторые из самых удивительных исцелений именно в субботу. Таким образом он показал, что́ ожидает людей из всех народов во время его Тысячелетнего правления (Луки 13:10—13Иоан. 5:5—9; 9:1—14). Тот, кто понимает истинный смысл субботы, сможет вкусить блага обещанного «субботнего» покоя.

Этот текст я приводил выше, важно заметить, что суббота появилась не ради человека, а не только иудея.  Иисус называл себя Сыном человеческим.  Он назвал себя господином субботы в настоящее время,  это означает, что он имеет власть Законодателя. Но из Его уст не было и слова об отмене субботы.  Как я писал выше, суббота не может быть тенью будущих благ, потому что она указывает на прошлое, на творение.  Библия учит что во время тысячелетнего царства избранные люди будут со Христом на небе царствовать тысячу лет. А на разрушенной земле в это время будет в одиночестве обитать дьявол.

«Писание говорит:  «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,  Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все.» (К Филиппийцам 3:20,21) – в этом тексте я увидел две мысли, это то что наше место жительства находится на небесах и то что наши тела преобразятся  и станут как тело Иисуса после воскресения.  Слово жительство  буквально переводится как гражданство.  Иисус однажды сказал: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.  И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.» (RST От Иоанна 14:2,3) Это означает, что для нас на небесах есть какое-то жилище для нас, но что же это? И когда мы будем там жить.» (Подробнее в статье: http://onbible.ru/na-poroge-vechnosti) 

Мы подошли к заключению статьи. Автор предлагает ответы на вопросы которые предположительно будут задавать христиане соблюдающие субботу.

Если кто-то говорит:

«Христиане должны соблюдать субботу»

Можно ответить: «Можно спросить, почему вы так считаете?» Затем можно добавить: «Наверно, вы согласитесь, что мы должны следовать тому, что говорится о субботе в Библии? . . . Некоторые библейские стихи помогли мне разобраться в этом вопросе. Разрешите, я их вам зачитаю». (Затем используй подходящие мысли, изложенные на предыдущих страницах.)

Ответ на вопрос: Христиане должны соблюдать заповедь о субботе потому что Вечный Закон Божий – Десять Заповедей все еще актуальный для христиан Он является нравственным  зеркалом,  в котором Христианин видит свой грех. Соблюдение закона и субботы не служит для спасения человека, Спасителем является только Иисус Христос.   Что касается текстов приведенных в публикации, мы их про анализировали и сделали выводы.

«Почему вы не соблюдаете субботу?»

Можно ответить: «Чтобы ответить на ваш вопрос, я должен знать, о какой субботе вы говорите. Вы знаете, что в Библии говорится не только об одной субботе? . . . Бог дал законы о субботе евреям. Но знали ли вы, что в Библии говорится о другой субботе, которую должны соблюдать христиане?» Затем можно добавить: 1) «Мы не соблюдаем еженедельную субботу, потому что, согласно Библии, это требование было упразднено (2 Кор. 3:7—11; используй комментарий к этим стихам на страницах 381—382)». 2) «Но есть суббота, которую мы всегда соблюдаем (Евр. 4:4—11; смотри страницы 382—383)».

Ответ на вопрос:  Я говорю о еженедельной субботе, установленной Богом при завершении творения нашей планеты.  Кроме еженедельной субботы , которую должны соблюдать христиане в Писании не упоминается. Еженедельная суббота не упразднена (можно использовать анализ комментария к этим стихам) .

 

В заключении хотелось бы добавить цитату из журнала Свидетелей Иеговы «Сторожевая башня» за 1 отктября 1998года:

«Если мы хотим, чтобы наше поклонение было приемлемым для Бога, то мы должны знать истину. Это очень важно. Поэтому каждому нужно спросить себя: угодно ли Богу мое поклонение? Действительно ли я хочу узнавать истину из Слова Бога? Или я боюсь того, что может открыться при тщательном исследовании Библии?»

Добавить комментарий

Login