Делится ли Моисеев закон на обрядовый и нравственный?

Очень много споров возникло на эту тему. Тема закона в Библии очень глубока и сложна. В этой статье я коснусь основных моментов в понимании библейских законов и попробую ответить на вопрос: «делится ли Моисеев закон на обрядовый и нравственный?»

Для начала нужно разобраться в понятиях, что такое «закон», и как его понимать в свете Священного Писания. Слово «закон» может означать Тору — Пятикнижие Моисея. Иногда же этим словом обозначался весь свод законов в Библии. Так же можно встретить обозначение какого-то конкретного свода законов.  Но как же узнать делится ли закон из Священного Писания на обрядовый и нравственный?   Первый текст: «Он упразднил Закон заповедей (‘Закон’ предписаний), чтобы, установив мир, создать в связи с Самим Собой из иудеев и язычников одного нового человека» (NT_IPB Еф.2:15). Очевидно Апостол Павел говорит об «упразднении», т.е. отмене какого-то закона. Рассмотрим другой текст: «Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру? Вовсе нет. Мы Закон укрепляем.» (NT_IPB Рим.3:31).  Если в библии только один общий закон, то Павел противоречит сам себе? Не думаю.  Разумно сделать вывод,  что в Писании есть как минимум два закона. Как же различать библейские законы?  И какой закон упразднил Иисус? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно посмотреть в историю возникновения библейских законов.

Десять заповедей или же нравственный закон.  Этот Закон находился в ковчеге завета. Напомню, что ковчег завета был главной святыней народа Божьего. Десять заповедей служили текстом договора (завета) между Богом Яхве и Его народом. И так можно сделать некоторые выводы об этом Законе:

1.Этот Закон Бог написал Своей рукой, и это был единственный Закон, возвещенный человеку таким образом.

2. Этот Закон написан на камне, который Бог Сам приготовил.

3. Бог повелел Моисею спуститься с горы, держа в руках две каменные скрижали  с этим Законом. Весь народ увидел это.

4. Декалог — единственный Закон, который находился в ковчеге завета.

Я затронул только самые значимые факты о Десяти Заповедях. Это указывает на уникальность и самобытность этого Закона. Теперь давайте посмотрим, как Бог дал остальные библейские законы.

«и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;

«и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.» (RST Втор.4:13,14).   Далее библейские авторы подтверждают это.

«и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей».» (RST 4Цар.21:8)

Это законы, которые записал Моисей и положил одесную (по правую сторону) (см. Втор.31:24-26). Эти законы включали в себя обрядовые постановления и гражданские законы. Ввиду того, что обрядовый закон и гражданские законы были написаны Моисеем, который и дал их народу, в Библии они обычно называются «законом Моисея». Приведем некоторые примеры:

 

1. Священники должны приносить всесожжения Господу «как написано в законе Моисеевом» (2 Пар. 23:18).

2. Священники совершают Пасху «по закону Моисея» (2 Пар. 30:16).

Построение жертвенника всесожжения «как написано в законе Моисея» (Езд. 3:2).

3. Разрушение Иерусалима совершилось «как написано в законе Моисея» (Дан. 9:13).

5. «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве [Синае] для всего Израиля» (Мал. 4:4)

 

Мы видим четкое различие между обрядовым и нравственным законом. А что говорит Новый Завет об этих двух законах?

Приведу несколько текстов, которые явно указывают на обрядовый закон.

3 . «Упразднив… закон заповедей, содержащийся в постановлениях» (Еф. 2:15, англ. пер.).

4 . «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа» (Евр. 7:5).

5 . «Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:12).

6 . «Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи» (Евр. 7:28).

7 . «Потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары» (Евр. 8:4).

8 . «Да и все почти по закону очищается кровью» (Евр; 9:22).

9 . «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10:1).

 

Интересно заметить, что закон Моисея иногда называется законом Божьим, но Божий Закон никогда библейские авторы не называют законом Моисея.

Хочу привести так же ссылки из Нового Завета о другом законе, нравственном или моральном.

 

1 . «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). После этого Христос сразу называет некоторые из Десяти Заповедей.

2 . «Возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56).

3 . «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай»» (Рим. 7:7).

4 . «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак. 2:10-12).

5 . «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Речь идет о беззаконии, то есть о нарушении закона, но какой закон здесь имеется в виду? Никто в христианскую эру, конечно же, не верит, что нарушение закона, касающегося обряда и церемоний, представляет собой грех. Но тем не менее Иоанн предостерегает нас, говоря, что нарушение «закона» — грех. Он не чувствовал необходимости объяснять, какой «закон» он имел в виду, и это очень красноречиво свидетельствует о существовании закона, который был известен всем читателям Иоанна, и являлся нравственным мерилом жизни. Какое смятение и ужас породили бы его слова среди христиан I века, если бы они решили, что речь идет только об одном законе, который представляет собой смесь церемониальных и нравственных наставлений! И что в христианскую эру нарушение такого закона является грехом!

 

Итак, мы видим ясные библейские свидетельства о разделении закона на обрядовый и моральный.  Христиане, которые утверждают что вместе с Моисеевым законом должны были быть отменены Десять Заповедей, противоречат сами себе, утверждая, что Десять Заповедей отменены вместе с другими законами.  Если Декалог отменен, почему христиане соблюдают некоторые Заповеди, например: «Не убивай.  Не прелюбодействуй. Не кради.» ( Исх.20:13-15) Но при этом нарушают другие, например, заповедь о субботнем покое…

В статье использовались материалы из книги «Ответы нашим критикам»

Добавить комментарий

Login