Можно ли христианам праздновать новогодние праздники?

В канун Нового Года интернет форумы пестрят постами на тему «Можно ли христианами праздновать новогодние праздники?». В обсуждениях во всю кипят «холивары». И я так же не могу обойти эту тему стороной.

Вначале давайте посмотрим, как появляются подобные вопросы. Ответ лежит на поверхности. В интернете существует огромное количество видео роликов и статей о языческом происхождении традиций Нового года и Рождества. Самое интересное, все эти статьи имеют разные источники информации, я насчитал более десяти версий происхождения Рождественской Ели. Пересмотрев огромное количество такой информации искренние христиане, естественно руководствуясь Библией, отказываются от новогодних праздников. Более того, теперь эти люди агитируют на это других, свято веря в свою правоту. И в итоге, в канун Рождества такие люди проповедуют не Иисуса Христа, а языческих богов и их ритуалы. Вот такая подмена ценностей.

 

А как же быть с языческими корнями новогодних торжеств? — спросите вы. Важно понимать, что с течением времени, эти праздники изменились в корне и не несут в себе языческого смысла. Апостол Павел писал: Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. (1Коринф.8:7) — хоть данный текст относиться больше к идоложертвенной пище, применить его можно и к Рождественской Еле и к праздничному столу на Новый год. Вся проблема заключается в признании идолов. Если человек признает их силу, то и торжества будет проводить или не проводить в честь них. Но Апостол Павел еще пишет о идолах: Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.(1Коринф.8:4) Другими словами, если мы признаем силу идолов или языческих атрибутов и символов — мы идолослужители. И проповедуем не Единого Бога, но языческих богов, сами того не зная….

Многие в оправдание скажут, что даты новогодних праздников — языческие. И соответственно праздновать в эти дни ничего нельзя. Но это ошибочное заявление, так как все дни принадлежат только Единому Богу. Предлагаю вашему вниманию цитату из книги Алдена Томпсона:

 

Ежегодные праздники Израиля

Некоторые другие аспекты культа Израиля проливают свет на нашу проблему: как хранить чистоту, не отказываясь от контакта с окружающим миром. Это касается израильского календаря с его праздниками. Иногда консервативные христиане скептически относятся к традиционному литургическому году из–за того, что, как им кажется, праздники Рождества и Пасхи отражают языческие влияния. Что же делал Израиль в те дни, когда жители Ханаана справляли свои дикие торжества? У него в эти дни были свои праздники. Бог не дал повеления Израилю отказаться от любых торжеств по той причине, что праздники Ханаана были дурными. Вместо этого он дал израильтянам иные праздники, полные глубокого, истинного смысла. Календарь этих праздников кратко представлен в Лев 23. Нас сейчас интересуют не детали, но некоторые общие соображения, связанные с календарем.

Во–первых, самые великие ежегодные праздники Израиля по времени примерно совпадали с самыми главными праздниками Ханаана. Пасха и Праздник опресноков происходили около дня весеннего равноденствия, а Праздник кущей — около дня осеннего равноденствия. Во–вторых, в каком–то смысле великие праздники Израиля можно назвать праздниками плодородия, хотя там не было ничего, хотя бы отдаленно напоминающего ханаанские оргии. Израиль просто в знак благодарности приносил начатки плодов великому Богу, который дает благоденствие и здоровье. Израиль не пытался изменить плодородие почвы — он уже получил этот дар от Яхве. Израиль мог только выразить Богу свою благодарность и снова вспомнить о том, кому следует поклоняться.

В–третьих — и это, быть может, самое важное, — праздники в первую очередь напоминали именно о том, что столь радикальным образом отличало Израиль от окружающих народов: о великих спасительных деяниях Бога в истории Израиля. На Пасху Израиль вспоминал об избавлении от египетского рабства, на Праздник кущей — о вхождении в Землю обетованную вслед за тем, как народ долгие годы скитался по пустыне, живя во временных «кущах», то есть палатках. В эти дни люди прославляли милости Бога, которых они не заслужили. И хотя израильские праздники совершались ежегодно, они постоянно напоминали о линейном ходе истории: сотворении мира и последовавших затем великих событиях, когда Бог совершал великие дела для своего народа. И во время этих праздников Израиль одновременно и прославлял Бога за великие деяния прошлого, и благодарил Его за плодородие почвы.

Таким образом, можно увидеть, что культ Израиля чем–то напоминает обычаи окружающих народов, но это сходство поверхностное. Поклонение Израиля по самой своей природе радикально отличается от религии Ханаана. Здесь можно говорить о сходстве в сроках празднований (весна и осень) и общей теме плодородия, однако использовались эти сроки и эта тема совершенно по–разному. Мы многое унаследовали от древнего Израиля, и сама сила иудео–христианской традиции свидетельствует о том, что хананеев и Ваала невозможно поставить в один ряд с Израилем и Яхве.

Алден Томпсон, Библия без цензуры, глава 5 «Вправе ли вы пригласить хананея на обед?»

Как видно евреи использовали даты языческих праздников, но содержание было у них совсем другое… Все зависит от нашего отношения к тому или иному празднику. Хотим вкладывать в праздник язычество — будет это язычеством, но только лично для нас. Если Христос будет в центре нашей жизни, все наши праздники будут для Бога. Благо Библия дает свободу в отношении наших праздников: Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.(Рим.14:5,6)

Добавить комментарий

Login